Экипаж брига «Персей»
Идея создания в Красногорской школе №7 географического кружка принадлежала Татьяне Михайловне Малыгиной. Волею судьбы попавшая на подмосковную землю из корабельного Ленинграда молодая учительница географии сумела увлечь шестиклассников романтикой моря, и в сентябре 1971 года в стенах школы появился первый морской экипаж. Новоиспеченные матросы долго не могли найти название своему кораблю. Но вот им в руки попала статья об экспедиции «Торос», которая вылетела из Архангельска на льды Белого моря для изучения тюленей. На льдине участники подняли флаг Всесоюзного института рыбного хозяйства и океанографии – вымпел с изображением созвездия Персей. Название было выбрано – только «Персей». Да и как детская душа могла не принять фантастическую возможность стать членом экипажа брига с таким захватывающим названием. Настоящая морская форма, звания от матроса до капитана, дружба с бравыми моряками и возможность настоящего морского путешествия.
Вот строки из газеты «Правда Севера» от 9 июля 1974 года. «…В эти дни на улицах Архангельска можно было увидеть ребят и девчат в матросской форме с необычной эмблемой на рукаве – экипаж брига «Персей» выступил в очередной поход».
Но, прежде чем появилась эта статья, экипажу потребовалось два года кропотливой исследовательской работы. В начале пришлось собирать материалы о корабле, чье имя экипажу суждено было носить четыре года. Это был первенец советского научно-исследовательского флота – океанографическое судно, на счету которого было 84 экспедиции и около 200 тысяч миль за бортом. На первых порах все богатство кружковцев умещалось на обычной парте: справка из энциклопедии, мифы о Персее, карта звездного неба с одноименным созвездием и две заметки: одна из «Советской России» 1968 года, другая из гидрометеорологического календаря за 1965 год о гибели «Персея». Следующим шагом стало изучение маршрутов «Персея», штудирование технического описания корабля, сбор фотографий и записей рассказов участников экспедиций. Одной из них была доктор биологических наук Татьяна Федоровна Дементьева, плававшая на «Персее» еще в 1927 году. Она передала ребятам тексты песен моряков-персейцев, сочиненные членом-корреспондентом АН СССР С. В. Обручевым в 1925 году. Забытый гимн «Персея» обрел вторую жизнь, став визитной карточкой красногорцев. Т. Ф. Дементьева познакомила ребят с историей открытия Обручевым хребта Черского, подарила редкие фотографии: Новая Земля, полузатопленное судно, а на берегу – тело штурмана – Афанасия Рослякова. Она познакомила ребят с Всеволодом Аполлинарьевичем Васнецовым – океанографом, членом Географического общества, участником нескольких экспедиций на «Персее», сыном художника Аполлинария Васнецова (его дом-музей впоследствии не раз принимал у себя красногорцев). Благодаря ему, кружковцы стали завсегдатаями собраний Географического общества. Татьяна Ивановна Горшкова, которая принимала участие в строительстве «Персея» и десять лет на нем плавала, стала помощником красногорских исследователей. Им удалось побывать в Звездном городке, подружиться там с космонавтом П. И. Климуком, изучавшим во время полета созвездие Персея.
Одним из первых результатов их поисковой работы стала уточненная дата гибели шхуны. На запрос в Военно-морской архив в ответ пришла справка, что дрифтербот «Персей» был потоплен авиацией противника в Мотовском заливе 10 июля 1941 года. Но по свидетельствам найденного ребятами очевидца – Н. Д. Бендицкого (он был членом в экспедиции на «Персее» в качестве студента-практиканта), шхуна 25 июля 1941 года получила команду идти в губу Эйна и взять на борт груз для доставки в Мурманск.
На заседаниях кружка воссоздавались картины великих плаваний ( первая кругосветка Ю. Ф. Лисянского, исследования Антарктики Ф. Ф. Беллинсгаузеном, плавания И. В. Крузенштерна). Татьяне Михайловне Малыгиной удавалось связывать воедино различные учебные курсы. Любой литературный сюжет так или иначе связанный с путешествиями, физический закон или астрономическое явление, флора и фауна северных морей – все это становилось объектом пристального внимания ее питомцев. Было ли в действительности путешествие Татаринова на «Святой Марии» или «Два капитана» В. А. Каверина – это вымысел? Свидетельства реальных событий, изложенных в книге, были найдены. Ребята нашли для себя маршруты экспедиции Г. Седова на «Св. Фоке» к Северному полюсу, И. Русанова на «Геркулесе», Г. Брусилова на «Св. Анне». С пристальным вниманием следили они за результатами экспедиции «Комсомольской правды» по следам «Геркулеса».
Персейцы проложили свои туристические маршруты в Яхрому, Дубосеково, Звенигород, Истру. Была собрана коллекция минералов для кабинета географии, снят диапозитивный фильм о Красногорске. В 1973 году кружковцам представилась возможность стать участниками военно-морской экспедиции «Гидрограф», организованной журналом «Костер».
Настоящее путешествие было намечено совершить по маршруту: Москва — Архангельск (где на реке Лае национализированная у купца Могучего зверобойная деревянная шхуна была превращена в первенец советского научно-исследовательского флота). Далее – Белое море, по которому он прошел первые мили, Баренцево море, в котором пролегли маршруты многих его экспедиций (в том числе поиски дирижабля Нобиле), Мурманск, губа Эйна Мотовского залива, где в первые дни Великой Отечественной войны погиб «Персей».
После выпускного вечера, ознаменовавшего переход персейцев в девятый класс, сборы были закончены. 3 июля 1974 года отряд во главе с начальником экспедиции Татьяной Михайловной Малыгиной и ее помощником Виталием Владимировичем Бутузовым отправились навстречу мечте.
Архангельск. Город, откуда уходили многие полярные экспедиции, город, где строился «Персей». Достаточно лишь раз увидеть закат на Северной Двине и старинные кварталы Соломбалы, чтобы почувствовать энергию полярных морей и быть захваченным огромным желанием совершить что-то доселе невиданное. Будто гонимые духом Петра Великого, юные исследователи пытались восстановить путь погибшего судна, воссоздать еще одну страницу в истории русского флота. Их юношеское рвение кому-то могло показаться лишь детской игрой, а объект поиска не столь уж значительным. В то время, наверное, мы могли позволить себе забыть пару-тройку «суденышек», ведь тогда на плаву было множество кораблей. Но судьба экипажа «Персея» служила одним из примеров беззаветного служения Отечеству.
Архангельск провожал «персейцев» летним дождем. Впереди лежал путь в Мурманск на борту «Вацлава Воровского». Многие впервые поднялись на борт настоящего корабля. «Сердце не успевает вместить все впечатления, которые обрушились на нас огромной волной», — напишет безымянный автор от имени всего экипажа в газетной заметке. Красногорцы не упустили возможность представиться капитану и передать привет от их общего друга Ю.Г. Левина — начальника Северо-Западного пароходства. То ли обаяние юных моряков, то ли сила переданного ими привета подействовали: но вместо кают четвертого класса ребята оказались во втором и были приглашены на торжественную встречу с экипажем. Дополнением к этому «праздничному набору» стала экскурсия по теплоходу: от капитанского мостика до машинного отделения.
В Мурманске «персейцы» первым делом отправились в Полярный институт, который к тому времени был единственным местом хранения реликвий, связанных с жизнью первого «Персея». На двухмачтовом судне «Кировабад» в сопровождении начальника последней экспедиции «Персея» Олега Николаевича Киселева ребята отправились в Мотовский залив, к месту его гибели. Здесь затопленный «Персей» еще 1156 дней служил основанием для причала на полуострове Рыбачий.
«12 июля — «Кировабад» встал на якорь в губе Эйна. Мы видим в бинокль остатки причала и… неясные очертания затонувшего корабля. Это «Персей».
19.00. На воду спущена шлюпка. В полной парадной форме, под собственным флагом, с венком мы движемся к берегу.
Отлив. Гордый нос деревянной шхуны, обитый железными скобами. Как ребра, печально смотрят на нас уцелевшие шпангоуты, кое-где сохранилась обшивка, вся покрытая водорослями и ракушками. Это все , что осталось от «Персея» — первого советского корабля науки, погибшего в бою.
20.30 Начался прилив. Торжественная линейка. Взволнованные слова Саши Шепканова, нашего капитана, Тани Степановой… Минута молчания… Право возложить венок на останки «Персея» получил Олег Николаевич Киселев, наш старпом Саша Белоусов и матрос Костя Рябчиков.
…Идут наши мальчики как настоящие моряки, идут прямо в холодные воды Баренцева моря, несут венок с надписью на ленте «Легендарному «Персею» от персейцев Красногорска»… Нельзя было удержать слез в эту минуту…
…Шлюпка уносит нас, а мы, не отрываясь, смотрим на красную точку — венок на носу «Персея». Бессловесный герой океана, великий труженик, ученый и воин!…»
Телестудия «Экран» в то время снимала документальный фильм о «Персее». По просьбе руководителя киногруппы в члены экипажа красногорцев были зачислены «два Валеры» кино- и звукооператоры. Позднее отснятые материалы послужили основой одного из выпусков «Клуба кинопутешественников», и об экспедиции юных персейцев узнали во всех уголках страны. Съемки велись и собственными силами. Фильм Саши Ведерникова пополнил коллекцию кино-фотоматериалов клуба. Поручения, которые были даны Всесоюзным географическим обществом, Архангельским краеведческим музеем и редакцией газеты «Правда Севера», были выполнены. Но подъем останков шхуны, перенос и сохранение ее как памятника был невозможен. О результатах экспедиции было сделано сообщение на заседании Географического общества. А спустя четыре года штурвал, кусок обшивки «Персея» заняли одно из самых почетных мест в экспозиции школьного музея.
За свою недолгую историю географический кружок стал неотъемлемой частью школьной жизни. По сложившейся традиции 7 ноября и 1 мая «персейцы» шли на демонстрацию отдельной колонной под своим флагом. Появление перед трибуной ребят в форме под звуки оркестра, исполнявшего морской марш, стало визитной карточкой школы. Кружковцы устраивали школьные декады географии, вели рукописный журнал «Глобус», готовили КВНы между классами и театрализованные представления. Подготовка кабинетов к урокам географии, демонстрация опытов и учебных фильмов силами кружковцев стали обычным делом, а девиз персейцев «если надо, значит надо» не раз выручал школу. Не желая расставаться с «Персеем», ребята, уже будучи десятиклассниками, организовали для учащихся 5-х классов экипаж «Персей-2». На их долю выпала честь осуществить мечту первого экипажа — встретиться с учеными-персейцами и вместе пройти по набережной Северной Двины к памятнику «Персею».
Пришла пора уходить из школы первому экипажу «Персея». Саша Шепканов поступил в мореходную школу, старпом Белоусов и матрос Горохов стали курсантами Высшего военно-морского училища в Севастополе, командир 1 -го отделения Максименко был принят в училище им. Фрунзе в Ленинграде, а Рябчиков стал студентом МИГАИК. 20 февраля 1975 года состоялась передача флага брига «Персей» экипажу корвета «Витязь», созданного за год до этого восьмиклассниками, готовыми принять эстафету выпускников.
Экипажи этих кораблей проложили свои маршруты и совершили свои великие путешествия. Не раз они будут возвращаться к родным берегам. Не будет только в живых начальника их первой экспедиции и наставника – Татьяны Михайловны, а в музейном судовом журнале будут появляться все новые и новые записи, сделанные курсантами морских училищ, офицерами ВМФ и просто благодарными учениками.
В.В. Шалункова
Члены экипажа: Шепканов Александр — капитан, Белоусов Александр — старший помощник капитана, Степанова Татьяна — штурман, Кузнецов Андрей — боцман, Антипова Любовь, Аралушкина Ирина, Беляев Андрей, Болотова Наталья, Болотцев Сергей, Буравлёв Александр, Ведерников Александр, Власова Марина, Горохов Александр, Губашов Геннадий, Куликова Сабина, Ласкин Сергей, Максименко Александр, Моськин Юрий, Наумова Ольга, Никишин Александр, Николаев Николай, Плужников Валерий, Пугачёв Игорь, Райкова Людмила, Репьёв Сергей, Рябчиков Константин, Семенюк Сергей, Тарасенко Вячеслав, Чубриков Геннадий, Штыльков Виталий, Шурпин Сергей.