Дата рождения 22.09.1971 г

«Персей» — первое советское научно-исследовательское судно

 

«Персей» —  первое советское научно-исследовательское судно. Оно начало строиться как зверобойная шхуна в городе Онега в 1916 году промышленником Епимахом Могучим, но из-за революционных событий достроено не было. Национализированный в 1920 году недостроенный корпус  в 1922 году Советом Труда и Обороны РСФСР был передан Плавучему морскому научному институту (Плавморнин) и достроен под руководством его директора, известного океанолога, Ивана Илларионовича Месяцева в городе Архангельске в 1922–1923 годах.

Основой «Персея» являлся, по сути дела, только деревянный корпус шхуны. Все оборудование, механизмы, лебедки, компасы и вентиляторы поставлялись на шхуну с других судов, отслуживших свой срок. Так паровую машину и котел взяли с затонувшего буксира, поднятого водолазами со дна бухты, рулевую машину — со списанного миноносца. Радиостанцию для «Персея» выделила Гидрографическая служба РККФ, динамо-машину — с броненосца «Чесма», который участвовал в русско-японской войне . Переустройство корпуса производилось под руководством архангельского мастера по деревянному судостроению В.Ф. Гостева, а всеми работами по оборудованию корабля как научно-исследовательского судна руководили инженеры-кораблестроители В.Н. Цапенко и А.С. Воронич.

В окончательном виде «Персей» представлял собой двухмачтовую парусно-паровую шхуну с гафельным вооружением и длинным бушпритом. Паруса: кливер, стаксель, трисель и грот — общей площадью 186 кв. м. Водоизмещение одновинтового судна — 550 т. Длина 41,5, ширина 8, осадка 3 м. Скорость хода 7,5 узл. Главная паровая машина имела мощность 360 лошадиных сил. Запас угля 85 т. Экипаж 24 человека. Научный персонал в составе 15 человек, отправлявшийся в экспедиции, мог использовать на судне семь лабораторных помещений. Автономность судна ограничивалась запасами пресной воды (на 17 суток).

Крепкий набор корпуса из мореных дубовых досок, усиленный ледовым поясом из дубовых досок и близко расположенными друг к другу шпангоутами, а также наклоненный вперед форштевень позволяли судну плавать во льдах. Овальные обводы корпуса способствовали выживанию судна при сжатии льдами.  По ватерлинии уложили сосновый ледовый пояс. Изнутри борт, толщина которого достигла 400 мм (в десять раз больше, чем обычно), усилили ледовыми креплениями, форштевень оковали железными шинами.

 «Персей» имел собственный флаг – синий вымпел с 7-звездным созвездием Персея (впоследствии ставшим флагом ПИНРО). Автором флага был Владимир Михайлович Голицын – строитель «Персея», моряк, художник.

В свой первый научный рейс «Персей» вышел 19 августа 1923 года. Экспедицию возглавлял директор Плавморнина И.И. Месяцев. Начальником гидрологического отдела экспедиции был Николай Николаевич Зубов (1885-1960), известный исследователь Арктики, впоследствии профессор, контр-адмирал,а капитаном судна — потомственный помор Павел Ильич Бурков.

В морях Северного Ледовитого океана с 1923 по 1941 год «Персей» совершил 84 научных экспедиции и проделал с океанографическими работами  более 100 тысяч морских миль (что соответствует по расстоянию почти пятикратному обходу вокруг земного шара по экватору), пробыв в море в общей сложности более 2000 суток (почти 6 лет). Девять раз побывал «Персей» в районе Шпицбергена, пять раз подходил к Земле Франца-Иосифа,  двенадцать раз – к Новой Земле, обогнув её  с запада на восток и с востока на запад. Он обогнул остров Ян-Майен в Гренландском море и почти достиг берегов Гренландии.  

В 1928 году «Персей» обеспечивал радиосвязью поход советских судов на спасение итальянских воздухоплавателей — их дирижабль «Италия» потерпел катастрофу, когда возвращался из полета к Северному полюсу. В 1932 году «Персей» и экспедиционное судно «Николай Книпович» работали по программе Второго международного полярного года, изучая район мыс Нордкап — остров Медвежий — мыс Южный (Шпицберген). Эти же суда впервые в СССР провели систематическую гидрологическую съемку Баренцева моря южнее 75-й параллели.

В экспедициях участвовали около 1600 научных сотрудников, аспирантов и студентов-практикантов, представлявших различные науки: физику, химию, биологию, метеорологию, геологию, океанологию — а также  академики В.И. Вернадский, С.А. Зернов, В.В. Шулейкин, А.П. Виноградов, профессора Н.Н. Зубов, М.В. Кленова, В.К. Солдатов, Л.A. Зенкевич и другие.

В начале Великой Отечественной войны «Персей», как и другие промысловые и научные суда, мобилизовали. Его переоборудовали  в дрифтербот.  25 июля 1941 года при выполнении задания – перевозки воинских грузов – он погиб от авиации противника в Мотовском заливе (Губа Эйна)  п-ова Рыбачий.  Корпус «Персея» был подтянут  к берегу и использован в качестве основания для причала, на который доставлялись военные грузы из Мурманска. «Персей» служил после войны ещё около 15 лет рыбакам Мурмана, пока силы природы: ветер, волны, глыбы льда — окончательно не разрушили его – славного, доблестного, бессловесного героя океана…там, в Эйна-губе, он покоится и по сей день.

Через исследования северных морей бассейна Северного Ледовитого океана «Персеем» советская наука перешла к исследованию всего Мирового океана.

Известный советский ученый С. В. Обручев написал гимн «Персея», в котором есть такие строки:

И вымпел гордый пусть «Персея» —

Рой звезд и неба синева —

Над всем полярным морем реет

Сегодня, завтра и всегда…

 

 

 

 

21 июля 1979 года в городе Онеге был открыт памятник  научно-исследовательскому судну «Персей».

 

 

22 июня 2023 года в День памяти скорби, на побережье Мотовского залива, в губе Эйна, состоялось торжественное открытие памятного знака, посвящённого героической судьбе и трагической гибели научно-исследовательского судна (НИС) «Персей». В мероприятии, призванном увековечить память о «дедушке» научного флота, приняли участие руководство Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, учёные Полярного филиала ВНИРО, представители Русского географического общества, Северного флота ВМФ России и Историко-морского клуба «Персей». Особого признания заслуживает вклад автора идеи и одного из ключевых её реализаторов — заместителя руководителя Полярного филиала ВНИРО Константина Михайловича Соколова. (VNIRO_news)

 

 

Техническое описание экспедиционного судна «Персей» передал в клуб Михаил Иванович Морштын — директор Северного отделения ПИНРО г. Архангельск 16 октября 1972 года — это копия статьи первого директора Плавморнина Ивана Илларионовича Месяцева, помещённая в трудах Плавморнина (том 1 выпуск 1, Москва 1926 год).

 

 

  • Московская область Городской округ Красногорск. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 имени Д.П. Яковлева.
  • 143402 Московская область, г.о. Красногорск, ул. Чайковского, д. 12-А Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №7 имени Д.П, Яковлева.
  • Будем благодарны за любую помощь, обращайтесь в клуб
  • © Все права защищены. 2017